История Сальсы

Сальса стала важной частью культурной жизни некоторых из нас. Эти горячие, латиноамериканские ритмы постепенно становятся все более и более популярными. В Беларусь танец сальса пришел не так давно, но уже успел завоевать сердца сотен, а то и тысяч жителей Минска. Жизнь в стиле сальсы это не только занятия, это танцевальные конгрессы, мастер-классы, инструктора из-за рубежа и собственно сальсатеки.

Однако часто, наши знания о сальсе ограничиваются знанием танцевальных фигур и нескольких песен.  А происхождение танца, его история, основатели и все те, которые приложили свои усердия к созданию танца и его популяризации? Это уже выходит за рамки обучения сальсы в большинстве школ. Мы постараемся это немного исправить.

В интернете есть много источников описывающих историю сальсы. Все они интересны и дают обще знания. Однако нам понравилась статья Loo Yen Yeo, которая описывает не только общую историю сальсы, но и очень интересные факты из ее жизни.

Поскольку статья доступна на английском и испанском языках, на нашем сайте будут размещаться переводы некоторых ее разделов.

Часть 1 - слово одного человека.И

В шестидесятые годы двадцатого века латиноамериканская музыка переживала свой первый серьезный кризис. Ее  вытеснили  Битломания, Твист, и лихорадка Рок-н-Ролла, создавалось впечатление, что она уже не возродится...

Волна  ритмов  Кубы  смешалась  с Джазом. Различия между этими стилями оказались очень малы  и для людей,  не занимающихся музыкой профессионально, едва различимы. Это вызывало большое замешательство в музыкальной индустрии.

И тогда, благодаря фантазии одного человека, все изменилось. Этим человеком был Izzy Sanábria, который был режиссером  звукозаписи студии Fania Records, мастером  группы  Fania All Stars и продюсером влиятельного журнала  Latin NY.

Хорошо владея ситуацией, Izzy почувствовал необходимость сочетания всех латинских ритмов под одной крышей, чтобы устранить путаницу и облегчить продажи новых стилей.  Но надо было подобрать слово,  описывающее все стили, которые привлекают внимание людей, и приэтом не вносящее неразберихи в музыкальный рынок. Он выбрал слово "Salsa".

Izzy  использовал слово повсеместно, как  в своих общественных выступлениях,  так и в журнале Latin NY, он  описывал новый стиль музыки, что и  явилось  прорывом  в процессе становления  “сальсы” и навсегда вошло в музыкальные словари. Выбор слова был не случайным. Хотя перевод («соус» или «пряный») теряет свой смысл... Правильным переводом было бы "удар" или "толкни" (создай движение), другими словами, то что бы мы сказали музыкантам в группе, чтобы стимулировать их и, чтобы  играли они энергичнее.

Следует отметить, что Izzy был не первым, кто придумал это слово. Доказательства использования слова “salsa” можно найти даже раньше. Примером является интерлюдия "Hola Salsa" Beny More'go, или песня "Échale Salsita" Игнасио Пиньейро.

Джаз, основной компонент сальсы,  зародился в  южных штатах Америки, в нем встречаются слова и фразы произносимые в основном  на  кухне: "smokin- " , " jammin-джем" , и" now we're cookin- теперь мы готовим ",  их музыканты кричали в пиковые моменты  своих выступлений. Аналогично  было и в сальсе, но в ней крики кажутся чуть  более  сдержанными. Музыка здесь имеет определенные свойства: введение, мелодиийные фазы, фазы ритма и ударных (так называемая montuno), возврат к мелодийной фазе и заключение. Для восклицательных фраз, обычно используется "candela", "salsa", "sabroso" а также наиболее известное "azúcar" используемое Celie Cruz.

Когда Izzy Sanabria выбрал "Сальса" в качестве соединительного элемента для всех ритмов и танцев, слово это уже существовало как музыкальная метафора. Сальса была и остается выражением большой энергии и возбуждения.

Однако определение сальсы постоянно меняется. Оно распространилось даже на некубинскую музыку и танцы, такие  как Cumbia и Merengue. Постепенно оно становится символом национальности, политических или культурных убеждений. Но самое интересное  -  это скорость, с которой определение меняется.

Границы мира все уже и уже. Все больше людей из разных стран и культур принимает сальсу  как свою собственную, дав ей новое определение, приспосабливая ее к своим потребностям и способностям. Это явление известно как интернационализация. В настоящее время, сальса стала термином, который сам себя определяет. Это имеет особое влияние на концепцию собственности (о которых будет чуть позже). Судя по данным из собственных веб-страницах Иззи нельзя прямо сказать, чтобы он хотел чтобы именно так получилось.

История была жестока  к Izzy Sanabria. В наши дни многие люди, увлеченные сальсой, ничего не знают про Izzy, обращая внимание на более известных и гламурных личностей. Вы можете  сказать, что это преувеличение. Я называю это посланием, для тех, кто еще не заявил о  себе в полной мере.